Уполномоченный по правам человека в РФ:
ответственность за производные противоречит основам уголовного права
Опубликован Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год».
Впервые в докладе омбудсмана тема антинаркотической политики разобрана как системная проблема уголовного судопроизводства и высказана солидарность с позицией правозащитных и гражданских организаций о необходимости гуманизации законодательства и изменения правоохранительной и судебной практики в этой сфере.
В данном случае положительным фактором стало профессиональное понимание предмета, так как Уполномоченный Татьяна Москалькова до избрания депутатом всю жизнь была практически работником милиции вплоть до должности 1-го заместителя начальника правового управления МВД РФ и звания генерал майора. И это то ведомство, которое сейчас полностью ответственно за уголовную наркополитику. Тем более важно, что оценку ситуации и свои рекомендации Уполномоченный основывает на предложениях общественности. За последние годы наши предложения впервые нашли внятную поддержку на столь высоком государственном уровне. Хотя эта поддержка скорее моральная, так как доклад Уполномоченного — документ рекомендательный. И все же он дает основу для диалога, прежде всего с МВД.
Уполномоченный в своем докладе отмечает «тенденцию роста количества жалоб на излишне репрессивный характер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и чрезмерную суровость наказаний по «наркотическим» статьям. Во многих коллективных обращениях предлагается пересмотреть характер и степень общественной опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и рассмотреть необходимость гуманизации законодательства в этой сфере. Такие сигналы с высокой долей вероятности свидетельствуют о том, что в данном случае действительно существует проблема, связанная с перекосами в правоприменительной и судебной практике».
Помимо «фальсификации уголовных дел, пропажи вещественных доказательств, низкого качества экспертных заключений» в докладе отмечено самое существенное: уголовные дела «по производным». «Дополнение Списка № I, являющегося приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», словами «и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень» привело к тому, что граждане Российской Федерации привлекаются к уголовной ответственности за оборот веществ, которые не указаны ни в одном перечне, а психоактивное воздействие которых на человека не исследовано и не установлено. Таких веществ может быть огромное множество, конечное число которых невозможно установить, их крайне трудно назвать в полном объеме даже профессиональным химикам».
По поводу производных Уполномоченный приводит и собственные аргументы. Включением понятия «производные» «под сомнение ставится само понятие «Перечень», которое предусматривает конкретное, определенное и закрытое количество позиций, его составляющих. Любой человек, ознакомившись с ним, должен знать, за какие действия он может быть привлечен к уголовной ответственности. Такая ситуация, и в этом Уполномоченный согласен с доводами заявителей, позволяет правоприменителям расширительно, руководствуясь только заключениями экспертов уже в рамках возбужденного уголовного дела, толковать список наркотических средств, запрещенных к обороту в Российской Федерации, и привлекать к уголовной ответственности по аналогии». Применение же уголовного закона по аналогии прямо запрещено УК (статья 3): «Применение уголовного закона по аналогии не допускается».
Правда, предлагаемое в докладе решение этой проблемы размыто, имеет слишком общий характер. Уполномоченный предлагает «раскрыть в законодательстве понятие «производные наркотических средств». Но дело в том, что это понятие в законодательстве раскрыто, а именно в Постановлении Правительства от №1178, где говорится , что производные это вещества, «химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества».
Этот шедевр химической мысли понятен не всякому химику. И дело не в том, чтобы как-то усовершенствовать. Производные надо просто исключить, к этому выводу приводит логика самого доклада. К сожалению, вывод из собственной критической оценки проблемы сделан весьма уклончивый. Уполномоченный игнорирует действующий, но не работающий (почему-то) «закон о спайсах», принятый еще в феврале 2015 года, которым проблема постоянно увеличивающихся модификаций синтетических наркотиков могла быть решена, если бы закон применялся. Предусмотренный законом реестр новых потенциально-опасных психоактивных веществ так и не появился, а понятие «производные» так и осталось в законодательстве, и людей продолжают репрессировать за приобретение «легальных» новых психоактивных веществ так же, как и за наркотики. Именно из-за этого число осужденных, в том числе к реальному лишению свободы, за приобретение и хранение «спайсов», не связанное со сбытом, составляет десятки тысяч ежегодно.
Уполномоченный указывает на неудовлетворительную «борьбу с наркотиками» как на следствие несовершенства УК: «Нужно признать, что сложившаяся практика работы правоохранительных органов, судейского корпуса и пенитенциарной системы в части противодействия наркопреступности в значительной степени сводится к уголовному преследованию наркопотребителей, так как именно они, образуя рынок спроса на наркотики, одновременно формируют и инфраструктуру их сбыта. В этой связи крайне важно изменить подходы при работе правоохранительных органов с лицами категории «сбытчик-потребитель» через создание условий для замены уголовного преследования наркопотребителей на оказание медицинской и социально-реабилитационной помощи»