Когда человеку исполняется 10-12 лет, он начинает уделять большое внимание взаимодействию с компанией ровесников. Если до этого самыми главными для него людьми были родители и другие взрослые, в переходном возрасте ситуация меняется. И некоторые мамы и папы начинают думать, что с их ребенком что-то не так.
На самом же деле это явление вполне естественно, ведь таким образом человек учится выстраивать партнерские отношения. И обижаться за это ни в коем случае не стоит.
Желание быть «как все» Отличник перестал делать уроки, а двоечник взялся за ум? Скорее всего, дело в коллективе. К сожалению, упреки взрослых в отношении бывшего отличника не помогут изменить ситуацию: для большинства подростков важнее не быть белой вороной.
Совет для взрослых – не отчаиваться. Когда пройдет подростковый кризис, человек начнет проявлять индивидуальность.
Самопознание Когда ребенок подрастает, он все чаще начинает задумываться о своих недостатках и пытается стать лучше в глазах других. А потом ему это нередко надоедает, и он «срывается с цепи» – начинает делать и говорить такое, о чем позже жалеет. Главным становится не оценивание со стороны других, а узнавание сущности самого себя.
Такая поглощенность собой делает подростка невероятно ранимым. Других он воспринимает так, как будто их внимание направлено на него.
Несмотря на то, что подростки еще недостаточно зрелые с точки зрения эмоций, они уже осознают какую-либо ответственность за свои поступки. Если в детском возрасте «чашка упала сама», то в подростковом импульсивный поступок порой влечет за собой самоедство.
В переходном возрасте формируется чувство идентичности, и это формирование очень болезненно. Мнение подростка о самом себе бросается из крайности в крайность: сначала он может чувствовать себя гением, потом – полным ничтожеством. Быть обыкновенным человеком для него – сущее наказание. Да, это противоречиво, но стремление не быть белой вороной сочетается с желанием выделиться. Особенно трудно в этом отношении юношам.
Как быть родителям? Неравнодушным мамам и папам хочется уберечь свое чадо от плохой компании. И это неудивительно, ведь общение с неподходящими людьми может привести даже к наркомании. Как быть?
- Больше поддержки. «Общайся с N» гораздо лучше, чем «Не общайся с Y». Давать рекомендации при этом стоит ненавязчиво: подросток и так редко слушает родителей.
- Доверительная атмосфера. Если в семье гармоничные отношения, велик шанс, что подросток не будет вливаться в первую попавшуюся компанию, где его примут без деспотизма.
- Реальность не игра! Любители поиграть в компьютерные игры (а среди подростков таких много) часто путают эти 2 понятия. Задача взрослого – научить подростка анализу ситуаций и расчету последствий. Ведь в реальном мире нельзя «отменить» шаг.
- Пусть он сможет сказать «нет». Никаких обид, если он отказывается выполнять какие-либо просьбы. Конечно, просить у ребенка помощи (например, в хозяйстве) можно и нужно, но делать из него раба не стоит.
- Больше друзей! Расширение контактов способствует лучшей приспособленности к жизни.
- Быть «в тренде». Если человек – родитель, ему не только допустимо, но и необходимо говорить обо всем, включая молодежные вещи. Почему бы, например, не поинтересоваться, что нового появилось в том или ином меме? Вроде просто, зато как эффективно!
- Ценить доверие подростка. Никаких обманов и невыполняемых обещаний. Правильным вещам стоит учить на собственном примере.
- Быть разумным. Ожидания родителей и способности подростка могут не совпадать. Но не следует требовать от подростка невозможного.